Тонкости обрамления

В последней, незаконченной и, по мнению многих критиков, лучшей книге Ремарка «Земля обетованная» фигурировал нью-йоркский торговец картинами Реджинальд Блэк. Он так наставлял своего помощника: «Это закон номер два: никогда не показывать клиенту картины без рам! Даже директору музея. Разве что другому торговцу живописью. Рамы для картин - все равно что платья для женщин. Даже Ван Гог мечтал о роскошных рамах». Вставленные в раму, картины, фотографии или другие произведения искусства приобретают новый статус.

Они перестают быть случайными гостями в пространстве и становятся уважаемыми, заслуженными, выделенными его элементами. Рамой подчеркивается и статус самого человека. Например, на Западе считается хорошим тоном, когда на столе у менеджеров высшего звена стоят фотографии членов семьи. Это понятно: верность семейным ценностям предполагает верность ценностям корпоративным. Фотографии вполне могут быть любительскими, при этом на высокое положение их обладателя указывает ценность рамок.

В рамку принято оформлять сертификаты, дипломы, лицензии, доверенности, ресторанные меню. Всевозможные поделки - вышивки или аппликации. Детские рисунки. Афиши, программки с собственными именами или автографами звёзд. Предметы: оружие, монеты, медали, ракушки. Карты, старинные документы, старые банкноты и облигации. Наконец, фотографии и картины. В одной из багетных мастерских мне сказали: «Оформите в раму кусок газеты - и он вызовет интерес у ваших гостей». Не могу с этим поспорить. Конечно, вызовет. По меньшей мере, гости скажут себе: «Интересно, зачем это газета в рамку вставлена?» В принципе, рама по отношению к фотографии или картине несёт три функции.

Первая функция - утилитарная. Это защита. Стекло спереди и картон сзади защищают фотографию от пыли, влаги, насекомых, ультрафиолетовых лучей. Даже без стекла рама помогает фотографии сохранить форму. Например, картон, на который раньше наклеивались фотографии, очень подвижен. Фотографии большого формата, наклеенные на картон, подвержены малейшему сквозняку или изменению влажности, моментально реагируя на средовое воздействие деформацией.

Вторая функция рамки - выделить фотографию из окружения. В порядке эксперимента можно положить по краям фотографии или репродукции полоски белой или цветной бумаги. Изображение явственно выступит вперёд, взгляд перестанет цепляться за лишние элементы и сконцентрируется на изображении. Фон, который порой бывает перенасыщенным, перестанет мешать восприятию. Поэтому часто имеет смысл попросить в мастерской, чтобы фотографии напечатали «в рамке». Но это нужно не во всех случаях. Например, на стендах, куда прикалывают фотографии «из жизни» той или иной организации, такие белые поля вокруг фото часто неуместны. Фотографии на таком стенде образуют коллаж.

Поля, как и рама, отстраняют картину от её окружения, и, соответственно, нарушают единство изображения. Рама или паспарту (цветной картон) визуально увеличивают фотографию. Оформленная в широкое паспарту, маленькая фотография может удачно разместиться на большой стене. Здесь мы перешли к третьей функции обрамления, которая отчасти противоположна второй.

Рама должна вписать фотографию или картину в интерьер. Описанный выше способ увеличенной рамы позволит маленькой картине не потеряться в окружающем пространстве. Можно подбирать раму и так, чтобы она совпадала по цвету с цветом мебели, а рисунком или завитками оттеняла лепной узор на потолке.